Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву А.
2. Игра "Телефон" – припоминание картинок на А.
3. Выучить стихотворение:
Дом, где буквы все живут,
Люди "Азбукой" зовут.
Встала первой на пороге,
Широко расставив ноги,
Буква "А" - заглавная,
Первая и главная.
4. Напечатать в домашней тетради букву А а.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву У.
2. Выучить стихотворение:
Буква "У" напомнит ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву "У" похожи!
3. Упражнения с разрезной азбукой - "Выложи буквы"
АА АУ АУУ ААУ АУА
УУ УА УАА УУА УАУ
4. Напечатать в домашней тетради букву У у.
5. Печатание букв под диктовку:
АУ АУУ ААУ АУА
УА УАА УУА УАУ
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву И.
2. Выучить стихотворение:
Две доски мы рядом ставим
Снизу вверх, меж двух досок,
Ещё одна – наискосок
Издали глядишь – буква «И» стоит.
3. Упражнение с разрезной азбукой: «Выложи буквы: А, У, И»
4. Напечатать в домашней тетради букву И и.
5. Печатание букв под диктовку.
ОУИ, АИУ, ИУА, ИАУ, УАИ, УИА.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашняя работа.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву П.
2. Выучить стихотворение:
Букву П в спортивном зале
Перекладиной прозвали.
Ну-ка милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
3. Упражнения с разрезной азбукой – составление слогов АП, УП, ИП и чтение.
4. Напечатать в домашней тетради букву П п.
5. Печатание под диктовку слоговых рядов АП, УП, ИП.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашняя работа.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Т.
2. Выучить стихотворение:
Чтоб букву Т запомнить прочно,
«Т» токарь выточит нам точно.
Два столбика: один стоит,
А второй на нем лежит.
3. Упражнения с разрезной азбукой: составление слогов АТ, УТ, ИТ и чтение.
4. Напечатать в домашней тетради букву Т т.
5. Печатание под диктовку слоговых рядов АТ, УТ, ИТ.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашняя работа.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву К.
2. Выучить стихотворение:
Сигнальщик держит дав флажка
С флажками он – как буква «К».
3. Упражнения с разрезной азбукой – составление слогов АК, УК, ИК и чтение.
4. Напечатать в домашней тетради букву К к.
5. Печатание под диктовку слоговых рядов АК, УК, ИК и звуко-буквенный анализ.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву О.
2. Выучить стихотворение:
Буква «О» - как колесо
Обруч круглый, словно «О»
«О» у Олечки в очках,
«О» у окуня в глазах.
3. Упражнение с разрезной азбукой: преобразование и чтение слогов
ОК – КО, ОП – ПО, ОТ – ТО.
4. Напечатать в домашней тетради букву О о.
5. Печатание под диктовку
Слогов: ОК, КО, ПО, ОП, ОТ, ТО;
Слов: КОТ, ТОПОТ, КАТОК.
6. Звуко-буквенный анализ слова КАТОК.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание (устное).
1. Упражнение «Потерялись маленькие слова» - договаривание предлога на или под:
Кот сидит … тахте.
Кот сидит … тахтой.
Кофейник стоит … столе.
Туфли стоят … диваном.
Книга лежит … столе.
Паук сидит … стене.
Толя едет … коне.
Павлин ходит … тополем.
Катя стоит … тополем.
Попугай сидит … ветке тополя.
2. Закрепление употребления предлогов на, под – составление предложений со словом диван.
3. Игра «Закончи слово» (буквами п, т, к)
Со., су., ко., ма., то., ба., като., бан., бин., вено., лиф., биле., бале., вени. .
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Х.
2. Выучить стихотворение:
Буква «Х»! Ты – хохотушка,
И хорошая хвастушка.
Хвалишься – не упаду я,
На своих ногах – ходулях,
Захочу – перевернусь,
На руках легко пройдусь!
Ох, люблю я хохотать,
Хлопать, хныкать, хлопотать.
3. Упражнения с разрезной азбукой: преобразование и чтение слогов:
АХ – ХА – ХАП – ХАК – ХАТ
ОХ – ХО – ХОП – ХОК – ХОТ
ИХ – ХИ – ХИП – ХИК – ХИТ
4. Напечатать в домашней тетради букву Х х.
5. Печатание и чтение слогов и слов под диктовку.
ХАП, ХОП, ХИК, ХАТ, ХОТ, ХИТ;
ХАТА, УХО, ПУХ.
6. Звуко-буквенный анализ слова ХАТА.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашняя работа.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву ы.
2. Выучить стихотворение:
«ы»! Какая ты толстушка!
Твой животик, как подушка!
Чтобы легче было жить,
Палочку пришлось добыть!
3. Упражнение с разрезной азбукой: преобразование и чтение слогов
ЫП – ПЫ – ТЫ – ЫТ – ЫК – КЫ – ХЫ – ЫХ – ПЫХ – ПЫТ – ТЫП
4. Напечатать в домашней тетради ы.
5. Печатание и чтение
Слогов: ЫП, ЫТ, ЫК, ЫХ, ХЫ, ПЫ, КЫ, ТЫ;
Слов: КОТЫ, КИТЫ.
6. Звуко-буквенный анализ слова КИТЫ.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву М.
2. Выучить стихотворение:
Взялись за руки друзья.
И сказали: «Ты да я – это мы!»
А между тем
Получилась буква «М».
3. Упражнения с разрезной азбукой: преобразование и чтение слогов
ЫМ – МЫ – ОМ – МО – ИМ – МИ – АМ – МА – УМ – МУ
4. Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение.
МАК – МОК – КОМ – ТОМ – ТАМ – ТИМА.
5. Напечатать в домашней тетради букву М, м.
6. Печатание под диктовку слоговых рядов АМ, МА, ОМ, МО, ЫМ, МЫ, УМ, МУ, ИМ, МИ.
7. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
ТОМА, МАМА, КИТ, ПЫХ, МАК, ТОМ, ТИМА.
8. Запись под диктовку предложения
У ТИМЫ МАК.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Н.
2. Выучить стихотворение:
«Н» надела поясок
«И» надела поясок
Буква «Н» надела ровно,
Буква «И» – наискосок.
3. Упражнение с разрезной азбукой: преобразование и чтение слогов, слов.
АН – ОН – УН – ИН – ЫН – НЫ – НА – НО – НУ;
АН – НА – НАС – НОС – СОН – СЫН – СЫ – УСЫ;
НО – НОТЫ – НОТА – НАТА.
4. Напечатать в домашней тетради букву Н н.
5. Печатание и чтение слогов и слов под диктовку.
АН, ОН, УН, ЫН, ИН, НИ, НА;
НАМ, НАС, НОС, СОН, СЫН;
НАТА, НИНА, НОТЫ, ТИНА, МИНА.
6. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
НАТА, НИНА.
7. Печатание под диктовку предложения
У НИНЫ НОТЫ.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из проволоки, шнурка, цепочки, мозаики, сконструировать из счетных палочек, спичек букву В.
2. Выучить стихотворение:
“В” – буква очень важная,
Воображала страшная,
Грудь колесом, живот надут –
Как будто нет важнее тут!
3. Напечатать в домашней тетради букву В в.
4. Чтение и печатание слогов:
АВ ВА ВТА
ОВ ВО ВНО
УВ ВУ ВКУ
ЫВ ВЫ ВПЫ
5. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
ВАТА, БУКВА, СОВА, ВИТАМИНЫ.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву С.
2. Выучить стихотворение:
«С» - как серп рисуем с вами.
«С» - свернулся сом с усами.
«С, С, С» - салют сверкает,
Искры вниз, светясь, слетают,
Искры падают с небес,
След от них - как буква «С»!
3. Упражнения с разрезной азбукой: преобразование и чтение слогов, слов.
АС – СА – САМ – СОМ
УС – СУ – СУК – СУП
4. Напечатать в домашней тетради букву С с.
5. Печатание и чтение слогов и слов под диктовку.
АС, ОС, УС, ИС, СА, СО, СУ, СИ.
САМ, СОМ, СУК, СУП.
6. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
СОСНА, НАСОС, СУМКА, СОСИСКИ.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание (устное).
1. Чтение слов: нам, нас, нос, носы, сын, сыны, сон, нота, Ната, Нина, сани, кони, пони, тина, нити, нитки, носки, панама, сосна.
2. Закрепление употребления предлогов на, с (со) – договаривание предложений.
Кот Васька спит (на окне). – Кот Васька слез (с окна).
Ната сидит (на диване). – Ната встает (с дивана).
Дети катаются (на коне). – Дети слезли (с коня).
Ботинки надевают (на ноги). – Ботинки снимают (с ног).
Антон кладет книгу (на стол). – Антон берет книгу (со стола).
3. Упражнение в образовании сложных слов – игра «Эхо».
листья падают – листопад
снег падает – снегопад
вода падает – водопад
звезды падают – звездопад
сам ходит – самоход
сено косит – сенокос
сам катит – самокат
сам летит – самолет
везде ходит – вездеход
пыль сосет – пылесос
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву З.
2. Выучить стихотворение:
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
3. Написать в домашней тетради З з.
4. Печатание и чтение слогов и слов под диктовку.
АС – АЗ – АС СА – СА – ЗА
АЗ – АС – АС СА – ЗА – СА
АС – АС – АЗ ЗА – СА – СА;
ТАЗ, ТАЗЫ, НОС, НОСИК, ВОЗ, ВОЗЫ, ЗВОНОК, ЗАКАТ, ЗИМА, ЗИНА, СИМА, СОН.
5. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
ТАЗЫ, НОСИК, НОС, ЗВОНОК, СОН, СИМА.
6. Заучивание текста. Выделение из рассказа слов на С, З.
Зима.
Наступила зима. На земле много снега. Зоя, Соня, Саня и Лиза взяли санки и понеслись в сад. Зоя и Саня возили Соню и Лизу. За ними бегала собака. Собаку зовут Тузик. Потом дети слепили снеговика.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Б.
2. Выучить стихотворение:
Буква «Б» - как бегемот:
Проглотила бутерброд,
Бублики, блины, банан…,
Стал живот как барабан.
«Б» стройной быть старается,
Зарядкой занимается:
Спинку выпрямила,
Руку вытянула.
3. Напечатать в домашней тетради букву Б б.
4. Печатание и чтение слогов и слов под диктовку.
БА, БО, БУ, БИ, БНА, БНО, БНУ, БНИ, АП – ПА, ОП – ПО, УП – ПУ, ИП – ПИ, СПА, СПО, СПУ, СПИ;
БАНТ, БУНТ, БИНТ, ПОНИ, ПАНАМА, ПИОН.
5. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
БАНТЫ, БИНТ, ПАНАМА, ПИОН, БАНАНЫ.
6. Запись под диктовку предложения
ПАПА КУПИТ БАНАНЫ.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Д.
2. Выучить стихотворение:
Буква «Д» на дом похожа,
Дачку «Д» напомнит тоже.
Две доски углом сложили,
Снизу доску положили.
На коротких ножках дом
Звуку «Д» удобно в нем.
3. Напечатать в домашней тетради Д д.
4. Печатание и чтение слогов и слов под диктовку
АТ ТА ДА ДНА СТА
ОТ ТО ДО ДНО СТО
УТ ТУ ДУ ДНУ СТУ
ЫТ ТЫ ДЫ ДНЫ СТЫ
ИТ ТИ ДИ ДНИ СТИ
ДЫМ, ДОМ, ДУБЫ, ДИМА, ДАТА, ДИВАН, СТАКАН.
5. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
ДУБЫ, ДИМА, ТИМА, ТОМАТ.
6. Запись под диктовку предложения
ТИМА ДОМА СПИТ.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Г.
2. Выучить стихотворение:
Га – га – га! – так гусь гогочет
Букву «Г» представить хочет.
Шея – палочка прямая,
К ней приставлена другая,
Как гусиная головка,
Гусь нам «Г» представил ловко!
3. Напечатать в домашней тетради букву Г г.
4. Печатание и чтение слогов и слов под диктовку.
ГА ГНА АК КА КМА
ГО ГНО ОК КО КМО
ГУ ГНУ УК КУ КМУ
ГЫ ГНЫ ЫК КЫ КМЫ
ГИ ГНИ ИК КИ КМИ
БУМАГА, КНИГА, ГУСИ, КУСТЫ.
5. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
ГУСИ, КУСТЫ.
6. Запись под диктовку предложения
У ГОГИ И КАТИ КНИГА.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Ф.
2. Выучить стихотворения:
1) «В» - буква очень важная,
Воображала страшная:
Грудь колесом, живот надут -
Как будто нет важнее тут!
2) Всем известно без подсказки
Буква «Ф» - как ключ от сказки
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
3. Напечатать в домашней тетради букву Ф ф.
4. Печатание и чтение слогов и слов под диктовку.
АФ ФА ФНА ВА КВА
ОФ ФО ФНО ВО КВО
УФ ФУ ФНУ ВУ КВУ
ЫФ ФЫ ФНЫ ВЫ КВЫ
ИФ ФИ ФНИ ВИ КВИ
ФЛОТ, ФОТО, ФОКУСНИК, ФОКУСЫ, ВОДА, ВЫСОТА, СОВА, СОФА, ФИМА.
5. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
ФОКУСЫ, ВЫСОТА.
6. Запись под диктовку предложения
У ВАНИ КОФТА.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек буквы Ш, Ж.
2. Выучить стихотворения:
Буква «Ш» в таких словах:
Шпалы, шест, шарады, шах.
«Ш» я просто написала:
Три шеста и снизу шпала.
Буква «Ж» - жужжалочка;
В середине – палочка,
Четыре ножки по бокам –
Жука напомнит буква нам!
3. Упражнения с разрезной азбукой: преобразование и чтение слогов:
ША – ЖА, ШО – ЖО, ШУ – ЖУ, ШИ – ЖИ;
ШЛА – ЖЛА, ШЛО – ЖЛО, ШЛУ – ЖЛУ, ШЛИ – ЖЛИ.
4. Напечатать в домашней тетради буквы Ш ш, Ж ж.
5. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
ЖИВОТ, МЫШИ, ШИНА, ШИПОВНИК, НОЖИ, СУША, ШАПКА.
6. Запись под диктовку предложения
САША И ЖАННА В САДУ.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание (устное).
1. Упражнение в употреблении предлогов под, из-под
- составление предложений с предлогами под, из-под
- работа с деформированной фразой:
Зоя, банка, под, ставить, скамейка –
Зоя, банка, вынимать, скамейка, из-под –
диван, собака, спать, под –
диван, собака, выглянуть, из-под –
диван, собака, вылезать, из-под –
автобус, водитель, под, залезть –
билет, скамейка, под, падать –
билет, скамейка, поднимать, из-под, Зина –
панама, под, падать, скамейка –
Нина, скамейка, из-под, панама, поднимать –
2. Упражнение в употреблении количественных числительных один, одна, два, две, пять в косвенных падежах с существительными – договаривание предложений:
На столе лежит (одна книга).
В библиотеке на полках стоят (много книг).
Мама купила в книжном магазине (одну книгу). (2,5)
Дети радовались каждой новой (книге).
Дети радовались (одной книге) (2, 5)
Мы любовались красиво оформленной (книгой).
Воспитательница прочитала детям (одну книгу). (2,5)
Вечером дети рассказывали родителям об (одной интересной книге). (2, 5)
То же со словами утюг, газета.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек буквы Э, Е.
2. Выучить стихотворения:
Это – Э
С открытым ртом
И большущим языком.
В слове «ель» мы «Е» услышим
Букву «Е» мы так напишем:
Ствол, и у ствола три ветки.
Букву «Е» запомним точно!
3. Напечатать в домашней тетради буквы Э э, Е е.
4. Печатание и чтение слогов, слов и предложений под диктовку.
ЭХ, ЭТ, ЭМ, ЭТОТ, КЭ, МЭ, ЭТА, ЭТО.
ВЕ, КЕ, ПЕ, НЕ.
ПОЭТ, ПОЭМА, СЕНО, ЕДА, ДЕТИ, БИЛЕТ.
ЭТО ПОСУДА. ЭТО ЭДИК. ЭДИК ЕСТ ЭСКИМО. ГЕНА ОДЕНЕТ ДИМУ.
5. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
ЭСКИМО, СЕТКА, КЕПКА.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Я.
2. Выучить стихотворение:
Буква "Я"! Ты забияка
Явишься - и станешь "якать":
Я яркая и ясная
Какая я прекрасная!
Голова моя - большая,
Спинка - стройная, прямая!
Ножку в сторону отставлю,
Любоваться всех заставлю.
3. Упражнения с разрезной азбукой: преобразование и чтение слогов, слов.
НЯ – НЯНЯ – ТАНЯ, ДЯ – ДЯДЯ – НАДЯ, ТЯ – КАТЯ – КОТЯТА.
4. Напечатать в домашней тетради букву Я я.
5. Печатание и чтение слогов, слов и предложений под диктовку.
ТА – ТЯ, МА – МЯ, НА – НЯ, СА – СЯ;
МЯСО, МЯТА, НЯНЯ, ДЯДЯ, КАТЯ, НАДЯ, АСЯ.
КОТЯТА СИДЯТ. КОТЯТА СПЯТ.
6. Звуко-буквенный анализ слова: ПОЛЯНА.
7. Запись под диктовку предложения
НА ПОЛЯНЕ СИДЯТ КАТЯ И НАДЯ.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Л, Р.
2. Выучить стихотворение:
Клоун в цирке так хорош,
Он на букву Л похож.
Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить,
И друг другу «Р» представить.
3. Напечатать в домашней тетради букву Л л, Р р.
4. Печатание и чтение слогов и слов под диктовку.
АЛ – ЛА – ЛБА АР – РА – РГА
ОЛ – ЛО – ЛБО ОР – РО – РГО
УЛ – ЛУ – ЛБУ УР – РУ – РГУ
ЫЛ – ЛЫ – ЛБЫ ЫР – РЫ – РГЫ
ИЛ – ЛИ – ЛБИ ИР – РИ – РГИ
БЕЛКА, ВОЛК, СЛОН, СЛОНЫ, РАК, ОЗЕРО, БРАТ, СЕСТРА, РОДИТЕЛИ.
5. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
БЕЛКА, ВОЛК, РОДИТЕЛИ.
6. Запись под диктовку предложения
РОДИТЕЛИ КУПИЛИ ПОДАРКИ.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Ч.
2. Выучить стихотворение:
"Ч"! Ну чем не человечек?
Он учителю навстречу
Тянет руку! Отвечать
Хочет он всегда на пять.
3. Упражнения с разрезной азбукой: преобразование и чтение слогов, слов.
АЧ – РАЧ – ВРАЧ – ГРАЧ – ГРАЧИ;
АЧ – ЧА – ЧАС – ЧАСТО;
УЧ – ЧУ – ЧУДО – ЧУДЕСНО.
4. Напечатать в домашней тетради букву Ч ч.
5. Печатание и чтение слогов и слов под диктовку.
ЧА – ЧАС – ЧАСЫ – ЧАСИКИ – ЧАСТО;
ЧУ – ЧУДО – ЧУДЕСА – ЧУДЕСНО;
ГРАЧ – ГРАЧИ.
6. Звуко-буквенный анализ слова: ГРАЧ.
7. Запись под диктовку предложения
ГРАЧИ СИДЯТ НА ДЕРЕВЕ.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Щ.
2. Выучить стихотворение:
Щенок тащил нещадно по углам
Щетинку за щетинкою из щетки.
Две пощадил щетинки по бокам,
Ещё одну не выщипал в серёдке.
3. Упражнения с разрезной азбукой: преобразование и чтение слогов, слов.
АЩ – ЩА – РОЩА, ПИЩА, ЧАЩА;
УЩ – ЩУ – ЩУКА, ИЩУ, ПИЩУ.
4. Напечатать в домашней тетради букву Щ щ.
5. Печатание и чтение слов и предложений под диктовку.
РОЩА, ПИЩА, ЧАЩА, ЧУЛАН, ЩЕНОК.
ЩУКУ Я ТАЩУ. ЩЕНОК СИДИТ В ЧУЛАНЕ.
6. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
ЩЕНОК, ЩЕТИНКА.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание.
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Ц.
2. Выучить стихотворение:
Буква «Ц»! Такая цаца!
Мастерица наряжаться,
Цепи ценные носить,
Как царица в них ходить!
3. Упражнения с разрезной азбукой: преобразование и чтение слогов, слов.
ОЦ, ЦА, УЦ, ЫЦ, ЭЦ, ЦО, ЦА, ЦУ, ЦЫ;
УЛИЦА, КУРИЦА, СИНИЦА.
4. Напечатать в домашней тетради букву Ц ц.
5. Печатание и чтение слогов, слов и предложений под диктовку.
ОЦ, ЦА, УЦ, ЫЦ, ЭЦ, ЦО, ЦА, ЦУ, ЦЫ;
УЛИЦА, КУРИЦА, СИНИЦА;
У СИНИЦЫ ПТЕНЦЫ.
6. Звуко-буквенный анализ слова: СИНИЦА.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Ю.
2. Выучить стихотворение:
На бочок юлу поставлю -
Сразу букву "Ю" представлю!
Юбка, юмор, юркий, юнга,
Ювелир, юпитер, юность.
3. Упражнения с разрезной азбукой: преобразование и чтение слогов, слов.
ЛЮ – ЛЮК – ЛЮСЯ – ЛЮБА – ЛЮДА – ЛЮДИ;
ТЮ – ТЮК – УТЮГ – УТЮГИ.
4. Напечатать в домашних тетрадях букву Ю ю.
5. Печатание и чтение слов и предложений под диктовку.
ТЮК – ТЮКИ, КЛЮВ – КЛЮВИК, ЛЮТТИК – ЛЮТИКИ, УТЮГ – УТЮГИ, САЛЮТ – САЛЮТЫ.
ЛЮБА ГЛАДИТ УТЮГОМ. ЛЮДА ЛЮБИТ ЛЮТИКИ.
Подготовка к обучению грамоте.
Домашнее задание
1. Вылепить из соленого теста, пластилина, выложить из шнурка, цепочки, сконструировать из мозаики, спичек, счетных палочек букву Ё.
2. Выучить стихотворение:
Ёлка – тоже, что и ель,
А над ёлочкой – капель
Капли – точки добавляем:
Ё – мы букву так читаем.
Ёжик, ёрш, питьё, каёмка,
Ёмкость, ёлка, киносъёмка.
3. Напечатать в домашних тетрадях букву Ё ё.
4. Печатание и чтение слогов, слов и предложений под диктовку.
ПЕ – ПЁ, ТЕ – ТЁ, НЕ – НЁ, МЕ – МЁ, БЕ – БЁ;
ТО – ТЁ – ТЁМА;
ЛО – ЛЁ – ЛЁВА;
ТЁМА НЕСЁТ МЁД.
5. Печатание под диктовку слов, чтение и звуковой анализ каждого слова.
ТЁМА, НЕСЁТ, МЁД, ЛЁД.
Рекомендации к выполнению домашних заданий (подготовка к обучению грамоте).
1. Для выполнения домашних заданий необходимы:
- тетрадь в клетку;
- простой карандаш;
- цветные карандаши;
- разрезная азбука.
2. Буквы писать печатным шрифтом.
3. Высота печатной буквы – 2 клетки, заглавной – 3 клетки (начало предложения, имена собственные).
4. Ширина буквы 1 клетка.
5. Промежуток между буквами – 1 клетка.
6. Количество строчек печатных букв – 3.
О ПОЗЕ ПРИ ПИСЬМЕ, РУЧКЕ И БУМАГЕ
Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах, а потом все сидят "как сидят” и ручку держат "как держится”. Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких,- тем более что к 5—б годам уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки.
Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:
1) научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
2) научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
3) научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.
Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.
Итак, правильная поза при письме:
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на стол;
- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола
Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Наклонное положение тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать леворукому ребенку.
1. Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:
- нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
- особое внимание следует уделить направлению письма: слева — направо;
- необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
2. Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо:
- ручка должна составлять одну линию с рукой;
- рука при этом должна располагаться под линией письма;
- особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;
- правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
- свет при письме падает справа.
Как правильно держать ручку?
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п.
→ Скачать рекомендации и домашние задания по обучению навыкам письма
Домашние задания по психологии развития
Занятия 2-3
Что ребёнок должен уметь делать?
- Называть свою фамилию, имя и отчество. Уметь чётко разграничивать эти понятия.
- Называть домашний адрес.
- Знать физкультминутку (выполнять соответственные движения со словами)
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт.
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять-
Хомка хочет сильным стать!
- Уметь напрягаться и расслабляться (например, этюд «Насос и мяч»)
Один из участников становится насосом, другие – мячами. Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком. Дети начинают распрямляться. Надувают щёки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение.
- Уметь представить, что будет, если …
- Люди научились летать….
- Открыли школу для собак.
Занятия 4-5
Что ребёнок должен уметь делать?
- Знать имена детей из своей группы, уметь обратиться к ним, уметь узнавать их по описанию. (Игра «Волшебное радио»)
- Знать знаки школьной жизни, соблюдать правила поведения во время урока, осознавать разницу между статусом школьника и дошкольника, иметь представления о правах и обязанностях школьника и дошкольника.
- Уметь внимательно слушать читателя, анализировать прослушанное. (Что сделали неправильно?)
- Знать слова физкультминутки (выполнять соответствующие движения со словами)
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Мышки дёрнули за гири-
Вдруг раздался страшный звон!
Убежали мышки вон!
- Уметь слушать и выполнять инструкцию взрослого (Рисование загадки «Что лежит в портфеле?»)
- Уметь выделить четвёртое лишнее, объяснить почему лишнее.
Психология развития
Занятия 6-7
Что ребёнок должен уметь делать?
- Уметь писать своё имя.
- Знать знаки школьной жизни, соблюдать правила поведения во время урока, осознавать разницу между статусом школьника и дошкольника, иметь представления о правах и обязанностях школьника и дошкольника, о ведущей деятельности школьника и дошкольника.
- Знать имена детей из своей группы, уметь обратиться к ним, уметь узнавать их по описанию и по голосу (Игра «Улиточка»)
Улиточка, улиточка,
Высуни рога!
Дам тебе улиточка
Кусочек пирога.
- Игра «Фотоаппаратики» Должен найти изменения, которые произошли в группе из 8 предметов. Добавляем или убираем предмет, меняем предметы местами.
- Уметь срисовать группу точек, любой другой узор или запись. (Нарисуй точно так же как у меня!)
Занятия 8-9
Что ребёнок должен уметь делать?
- Чётко выполнять инструкцию взрослого.
(Например, возьми простой карандаш, нарисуй в строчку 10 треугольников. Жёлтым карандашом раскрась пятый и седьмой треугольники, а синим - первый и предпоследний треугольник.)
- Знать слова физкультминутки (выполнять соответственные движения со словами)
Глянул птенчик из гнезда:
«Ой! Какая высота!»
Пускай высота!
Вылетай из гнезда!
На мир посмотри!
Раз!Два!Три!
- Игра «Фотоаппаратики» Должен найти изменения, которые произошли в группе из 10 картинок. Добавляем или убираем картинки, меняем их местами, пытаемся найти общие признаки.
- Уметь перерисовать с образца группу точек или другой какой-либо простой рисунок («Нарисуй точно так же как у меня!»)
Занятия 10-11
Ребёнок должен знать понятия: вправо, влево, вверх, вниз; направо, налево. Уметь двигаться карандашом по клеточкам, выполняя команды взрослого, создавая, таким образом, узоры на клеточной бумаге. ( Например, две клеточки вверх, три клеточки налево, одна клеточка направо и т.д.)
Усложнение задания: продолжить рисунок по клеточкам по образцу до конца всей строчки.
В качестве подготовительного упражнения к данному выше заданию можно предложить следующую игру "Маленький жук" или "Жуки - шпионы".
"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".
(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток.
- Ребёнок должен выучить отрывок стихотворения, уметь рассказать его учителю и детям группы (в качестве усложнения, по желанию, выучить всё стихотворение)
В огороде чучело
Шляпу нахлобучило
Рукавами машет -
И как будто пляшет!
Это чучело - оно
Сторожить поставлено,
Чтобы птицы не летали,
Чтоб горошек не клевали.
Вот какое чучело
Шляпу нахлобучило,
Синий шарф на палке -
Пусть боятся галки! ( И. Михайлова)
Занятия 12-13
- Ребёнок должен уметь сотрудничать с другими детьми группы. Знать и соблюдать правила сотрудничества
- Надо говорить по очереди, не перебивать друг друга.
- Внимательно слушайте того, кто говорит.
- Если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
Упражнение «Разноцветные варежки»
Дети играют парами, используя при этом на двоих один набор карандашей.
Перед каждым ребёнком лежит рисунок бесцветной, без узоров, варежки. В каждой паре дети договариваются друг с другом, как будут украшать свои варежки. Каждый раскрашивает свою варежку, но узоры двух варежек должны получиться одинаковые.
- Знать пальчиковую гимнастику, выполнять соответственные движения.
Вдруг в лесу раздался стук. ( Подушечками пальцев ударяем
Это дятел долбит сук. по парте)
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
Рекомендуем для развития зрительной памяти использовать следующую игру «Будь внимательным!»
Для этой игры понадобится 20-30 счётных палочек. Выложите на столе 1-3 геометрические фигуры, сложенные из палочек. Через 1-2 секунды накройте их листом и попросите ребёнка выложить точно такие же. Затем сравниваем с образцом. Важно не только передача формы предмета, но и количество используемых палочек. В качестве усложнения предлагаем несложный рисунок предмета, выложенный из счётных палочек (кораблик, ёлочка).
Занятия 14-15
Ребёнок должен
- знать времена года, порядок их следования;
- уметь выделять те изменения, которые произошли с приходом зимы в жизни растений, животных и людей;
- знать и суметь загадать (наизусть) 2-3 загадки на зимнюю тему;
- уметь отгадывать загадки, подготовленные детьми из группы;
- уметь находить отличия в «одинаковых» картинках.
Занятия 16-17
Ребёнок должен
- знать времена года, порядок их следования;
- знать признаки зимы, уметь назвать как можно больше «зимних» слов;
- узнавать предмет по его описанию (Игра «Устами младенца»)
- уметь отгадывать загадки;
- уметь аккуратно раскрашивать картинки по заданию взрослого (по заданным знакам);
- легко идти на контакт с детьми, создавая микрогруппы в игре «Снежинки».
- Знать слова физкультминутки и выполнять соответствующие движения.
Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Психология развития
Занятия 18-19
Ребёнок должен
- назвать (без остановки) 10 любых сказок; 10 добрых сказочных героев; 10 злых персонажей (Игра «Я знаю 10 названий»);
- отличить сказку от рассказа или простого стихотворения;
- уметь пересказать любую сказку;
- уметь ответить на вопросы после прочтения сказки;
- без труда нарисовать понравившийся эпизод из сказки или любимого сказочного героя.
Психология развития
Занятия 20-21
Ребёнок должен
- знать и использовать в общении вежливые слова;
- участвовать в инсценировке «Разговор по телефону»(уметь поддержать разговор, не забывать о вежливых словах и т. д.;
- уметь собрать разрезную картинку, найти отличия в получившемся, комментировать их;
Для развития внимания предлагается использовать следующие игры и упражнения.
- Игра «Пожалуйста!» Детям необходимо выполнить определённые действия, НО просьбы можно выполнять, только если сказано слово «пожалуйста».
- 2. Игра на внимание «Медвежата-зайчики-цыплята»
- Если дети услышат слово «зайчики», поджав «лапки», радостно и легко прыгают.
- Если – «цыплята», все садятся на корточки и «клюют зёрнышки», то есть «носиком» (сложенными в щепотку пальцами). Можно попискивать.
- Если – «медвежата», ноги - на уровне плеч, руки поднимаем и сгибаем в локтях, переваливаемся с ноги на ногу и негромко рычим.
Игру повторить несколько раз в достаточно быстром темпе. Важно не ошибиться и правильно выполнить заданные действия.
Психология развития
Занятия 22-23
Ребёнок должен
- уметь внимательно слушать читающего, постараться ответить на вопросы по тексту, участвовать в обсуждении прослушанного;
- уметь рассказать о своём домашнем животном (описать его, рассказать о том, как ребёнок ухаживает за своим четвероногим другом, как играет и т. д.);
- показать с помощью мимики жестов (ролевая гимнастика), например, как котёнок:
|
|
- уметь фантазировать - нарисовать дом для своего питомца, в котором ему было бы уютно и комфортно жить.
Психология развития
Занятия 24-25
Ребёнок должен
- уметь слушать читающего и участвовать в обсуждении прочитанного (отрывок из книги А. Милна «Вини-Пух и все-все-все» - «День рождения Иа-Иа»)
- угадать настроение по плакату с нарисованными схематическими изображениями различных эмоциональных состояний лица человека.
- постараться передать друг другу весёлое настроение в игре «Смешинка»
- Знать слова физкультминутки и выполнять соответствующие движения
Котята
Пушистые комочки Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой щечки, Умыли лапкой ушки –
Умыли лапкой носик, Правое ушко, левое ушко.
Умыли лапкой глазки – А ушки у котят, как домики стоят.
Психология развития
Занятия 26-27
Ребёнок должен
- уметь расставить знаки по заданному образцу. Количество фигур можно увеличить, а так же (для усложнения задания) сократить время выполнения работы.)
- выучить стихотворение.
Кораблик
По реке плывёт кораблик.
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты.
Д.Хармс
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
по развитию мыслительных операций
Учите ребёнка:
- Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
- Описывать различные свойства окружающих его предметов.
- Узнавать предметы по заданным признакам.
- Разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков.
- Находить противоположные по значению понятия.
по развитию процессов внимания
. Все свойства внимания развиваются в результате упражнений:
- выкладывания узора из мозаики;
- выкладывания фигуры из палочек по образцу;
- исключения лишнего;
- нахождения различий в двух похожих картинках;
- нахождения двух одинаковых картинок среди множества;
- нанизывания бусинок по образцу;
- срисовывание по клеточкам;
- нахождения одной буквы в газетном тексте.
При выполнении заданий не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности.
по оптимизации памяти
- Проконтролируйте, чтобы тот материал, который ребёнок запоминает, был ему понятен.
- Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
- Попросите ребёнка изученный материал повторить на второй день.
- При заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух.
- Заинтересуйте ребёнка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
- При появлении у ребёнка явных признаков утомления - сделайте перерыв.
по развитию восприятия
Научите ребёнка:
- Различать цвета и их оттенки.
- Различать форму предметов и геометрические фигуры.
- Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
- Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длинее (короче), выше (ниже), шире (уже).
- Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
- Различать и называть части суток, их последовательность.
- Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели и их последовательность, месяцы года и их последовательность.
по развитию пространственных представлений
- Научите различать правую и левую руку, постепенно перенося понимание «правого» - «левого» на окружающее пространство.
- Учите детей выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам.
- Научите ориентироваться на листе бумаги (что находится внизу, вверху, справа, слева).
- Научите ребёнка свободно ориентироваться в малом пространстве – комнате, квартире.
Психология развития
Занятия 2-3
Что ребёнок должен уметь делать?
- Называть свою фамилию, имя и отчество. Уметь чётко разграничивать эти понятия.
- Называть домашний адрес.
- Знать физкультминутку (выполнять соответственные движения со словами)
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт.
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять-
Хомка хочет сильным стать!
- Уметь напрягаться и расслабляться (например, этюд «Насос и мяч»)
Один из участников становится насосом, другие – мячами. Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком. Дети начинают распрямляться. Надувают щёки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение.
- Уметь представить, что будет, если …
- Люди научились летать….
- Открыли школу для собак.
Психология развития
Занятия 4-5
Что ребёнок должен уметь делать?
- Знать имена детей из своей группы, уметь обратиться к ним, уметь узнавать их по описанию. (Игра «Волшебное радио»)
- Знать знаки школьной жизни, соблюдать правила поведения во время урока, осознавать разницу между статусом школьника и дошкольника, иметь представления о правах и обязанностях школьника и дошкольника.
- Уметь внимательно слушать читателя, анализировать прослушанное. (Что сделали неправильно?)
- Знать слова физкультминутки (выполнять соответствующие движения со словами)
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Мышки дёрнули за гири-
Вдруг раздался страшный звон!
Убежали мышки вон!
- Уметь слушать и выполнять инструкцию взрослого (Рисование загадки «Что лежит в портфеле?»)
- Уметь выделить четвёртое лишнее, объяснить почему лишнее.
Психология развития
Занятия 6-7
Что ребёнок должен уметь делать?
- Уметь писать своё имя.
- Знать знаки школьной жизни, соблюдать правила поведения во время урока, осознавать разницу между статусом школьника и дошкольника, иметь представления о правах и обязанностях школьника и дошкольника, о ведущей деятельности школьника и дошкольника.
- Знать имена детей из своей группы, уметь обратиться к ним, уметь узнавать их по описанию и по голосу (Игра «Улиточка»)
Улиточка, улиточка,
Высуни рога!
Дам тебе улиточка
Кусочек пирога.
- Игра «Фотоаппаратики» Должен найти изменения, которые произошли в группе из 8 предметов. Добавляем или убираем предмет, меняем предметы местами.
- Уметь срисовать группу точек, любой другой узор или запись. (Нарисуй точно так же как у меня!)
Психология развития
Занятия 8-9
Что ребёнок должен уметь делать?
- Чётко выполнять инструкцию взрослого.
(Например, возьми простой карандаш, нарисуй в строчку 10 треугольников. Жёлтым карандашом раскрась пятый и седьмой треугольники, а синим - первый и предпоследний треугольник.)
- Знать слова физкультминутки (выполнять соответственные движения со словами)
Глянул птенчик из гнезда:
«Ой! Какая высота!»
Пускай высота!
Вылетай из гнезда!
На мир посмотри!
Раз!Два!Три!
- Игра «Фотоаппаратики» Должен найти изменения, которые произошли в группе из 10 картинок. Добавляем или убираем картинки, меняем их местами, пытаемся найти общие признаки.
Уметь перерисовать с образца группу точек или другой какой-либо простой рисунок («Нарисуй точно так же как у меня!»)
Психология развития
Занятия 10-11
Ребёнок должен знать понятия: вправо, влево, вверх, вниз; направо, налево. Уметь двигаться карандашом по клеточкам, выполняя команды взрослого, создавая, таким образом, узоры на клеточной бумаге. ( Например, две клеточки вверх, три клеточки налево, одна клеточка направо и т.д.)
Усложнение задания: продолжить рисунок по клеточкам по образцу до конца всей строчки.
В качестве подготовительного упражнения к данному выше заданию можно предложить следующую игру "Маленький жук" или "Жуки - шпионы".
"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".
(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток.
- Ребёнок должен выучить отрывок стихотворения, уметь рассказать его учителю и детям группы (в качестве усложнения, по желанию, выучить всё стихотворение)
В огороде чучело
Шляпу нахлобучило
Рукавами машет -
И как будто пляшет!
Это чучело - оно
Сторожить поставлено,
Чтобы птицы не летали,
Чтоб горошек не клевали.
Вот какое чучело
Шляпу нахлобучило,
Синий шарф на палке -
Пусть боятся галки! ( И. Михайлова)
Психология развития
Занятия 12-13
- Ребёнок должен уметь сотрудничать с другими детьми группы. Знать и соблюдать правила сотрудничества
- Надо говорить по очереди, не перебивать друг друга.
- Внимательно слушайте того, кто говорит.
- Если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
Упражнение «Разноцветные варежки»
Дети играют парами, используя при этом на двоих один набор карандашей.
Перед каждым ребёнком лежит рисунок бесцветной, без узоров, варежки. В каждой паре дети договариваются друг с другом, как будут украшать свои варежки. Каждый раскрашивает свою варежку, но узоры двух варежек должны получиться одинаковые.
- Знать пальчиковую гимнастику, выполнять соответственные движения.
Вдруг в лесу раздался стук. ( Подушечками пальцев ударяем
Это дятел долбит сук. по парте)
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
Рекомендуем для развития зрительной памяти использовать следующую игру «Будь внимательным!»
Для этой игры понадобится 20-30 счётных палочек. Выложите на столе 1-3 геометрические фигуры, сложенные из палочек. Через 1-2 секунды накройте их листом и попросите ребёнка выложить точно такие же. Затем сравниваем с образцом. Важно не только передача формы предмета, но и количество используемых палочек. В качестве усложнения предлагаем несложный рисунок предмета, выложенный из счётных палочек (кораблик, ёлочка).
Психология развития
Занятия 14-15
Ребёнок должен
- знать времена года, порядок их следования;
- уметь выделять те изменения, которые произошли с приходом зимы в жизни растений, животных и людей;
- знать и суметь загадать (наизусть) 2-3 загадки на зимнюю тему;
- уметь отгадывать загадки, подготовленные детьми из группы;
- уметь находить отличия в «одинаковых» картинках.
Психология развития
Занятия 16-17
Ребёнок должен
- знать времена года, порядок их следования;
- знать признаки зимы, уметь назвать как можно больше «зимних» слов;
- узнавать предмет по его описанию (Игра «Устами младенца»)
- уметь отгадывать загадки;
- уметь аккуратно раскрашивать картинки по заданию взрослого (по заданным знакам);
- легко идти на контакт с детьми, создавая микрогруппы в игре «Снежинки».
- Знать слова физкультминутки и выполнять соответствующие движения.
Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Психология развития
Занятия 18-19
Ребёнок должен
- назвать (без остановки) 10 любых сказок; 10 добрых сказочных героев; 10 злых персонажей (Игра «Я знаю 10 названий»);
- отличить сказку от рассказа или простого стихотворения;
- уметь пересказать любую сказку;
- уметь ответить на вопросы после прочтения сказки;
- без труда нарисовать понравившийся эпизод из сказки или любимого сказочного героя.
Психология развития
Занятия 20-21
Ребёнок должен
- знать и использовать в общении вежливые слова;
- участвовать в инсценировке «Разговор по телефону»(уметь поддержать разговор, не забывать о вежливых словах и т. д.;
- уметь собрать разрезную картинку, найти отличия в получившемся, комментировать их;
Для развития внимания предлагается использовать следующие игры и упражнения.
- Игра «Пожалуйста!» Детям необходимо выполнить определённые действия, НО просьбы можно выполнять, только если сказано слово «пожалуйста».
- 2. Игра на внимание «Медвежата-зайчики-цыплята»
- Если дети услышат слово «зайчики», поджав «лапки», радостно и легко прыгают.
- Если – «цыплята», все садятся на корточки и «клюют зёрнышки», то есть «носиком» (сложенными в щепотку пальцами). Можно попискивать.
- Если – «медвежата», ноги - на уровне плеч, руки поднимаем и сгибаем в локтях, переваливаемся с ноги на ногу и негромко рычим.
Игру повторить несколько раз в достаточно быстром темпе. Важно не ошибиться и правильно выполнить заданные действия.
Психология развития
Занятия 22-23
Ребёнок должен
- уметь внимательно слушать читающего, постараться ответить на вопросы по тексту, участвовать в обсуждении прослушанного;
- уметь рассказать о своём домашнем животном (описать его, рассказать о том, как ребёнок ухаживает за своим четвероногим другом, как играет и т. д.);
- показать с помощью мимики жестов (ролевая гимнастика), например, как котёнок:
|
|
- уметь фантазировать - нарисовать дом для своего питомца, в котором ему было бы уютно и комфортно жить.
Психология развития
Занятия 24-25
Ребёнок должен
- уметь слушать читающего и участвовать в обсуждении прочитанного (отрывок из книги А. Милна «Вини-Пух и все-все-все» - «День рождения Иа-Иа»)
- угадать настроение по плакату с нарисованными схематическими изображениями различных эмоциональных состояний лица человека.
- постараться передать друг другу весёлое настроение в игре «Смешинка»
- Знать слова физкультминутки и выполнять соответствующие движения
Котята
Пушистые комочки Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой щечки, Умыли лапкой ушки –
Умыли лапкой носик, Правое ушко, левое ушко.
Умыли лапкой глазки – А ушки у котят, как домики стоят.
Психология развития
Занятия 26-27
Ребёнок должен
- уметь расставить знаки по заданному образцу. Количество фигур можно увеличить, а так же (для усложнения задания) сократить время выполнения работы.)
- выучить стихотворение.
Кораблик
По реке плывёт кораблик.
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты.
Д.Хармс
Список литературы
- И.В.Житко, М.М. Ярмолинская «Как подготовить ребёнка к школе за 20 занятий», Минск,2009
- М.Н.Смирнова Серия «Учимся со сказкой», Академия развития,2009
- Развиваем внимание
- Развиваем познавательные способности
3. Бельская И.Л. «Я учусь запоминать» Пособие по тренировке памяти для дошкольников, Минск,2008
4. Бельская И.Л. «Обучающая пропись по формированию логического мышления у дошколят», Минск,2009
5. Гаврина Серия «Школа для дошколят», Росмэн-Пресс,2009
- Развиваем внимание
- Развиваем мышление
- Развиваем память
- Развиваем воображение
6. Нагаева Л.Г. «Я иду в 1 класс» Занятия и игры для будущих первоклассников., СПб,2010
7. «Весёлые прописи для малышей» Развивающая пропись-раскраска. Составитель О.Захарова, Минск,2011
- Логические задачи
- Развиваем память
- Развиваем внимание
8. Жукова О.С. Серия «Школа дошколят». Книжка с наклейками для детей от 5до 7лет, СПб,2011
- Развиваем логику
- Развивающие игры
9. Ю.Соколова «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребёнка», Москва,2009
10. И.Е Светлова «Большая книга заданий и упражнений по развитию», Москва,2009
- Логика малыша
- Интеллекта малыша
- Речи малыша
- Памяти малыша
11. О Ершова, О. Новиковская Серия «Маленький гений», Владимир,2009
- Развиваем мышление ребёнка
- Развиваем внимание ребёнка
Математика
1 Счет прямой и обратный(от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей предмета, последующий предмет.
3 Геометрический материал (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник)
4 Знакомство с числами 1,2
5 Работа в тетради.
Математика
1 Счёт предметов (прямой от 1 до 10 и обратный от 10 до 1)
2 Называть соседей предмета, последующий предмет, предыдущий предмет
3 Геометрический материал(называть квадрат, круг, треугольник)
4 Знакомство с числом 1 и 2
5 Письмо цифры 1
Математика
1 Счёт предметов (прямой от 1 до 10 и обратный от 10 до 1)
2 Называть соседей предмета, последующий предмет, предыдущий предмет
3 Геометрический материал(называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)
4 Знакомство с числом 3
5 Письмо цифры 2
Математика
1 Счёт предметов (прямой от 1 до 10 и обратный от 10 до 1)
2 Называть соседей предмета, последующий предмет, предыдущий предмет
3 Геометрический материал(называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.)
4 Знакомство с числом 4
5 Письмо цифры 3
Математика
1 Счёт предметов (прямой от 1 до 10 и обратный от 10 до 1)
2 Называть соседей предмета, последующий предмет, предыдущий предмет
3 Геометрический материал(называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.)
4 Знакомство с числом 5
5 Письмо цифры 4
6 Знакомство со знаками больше, меньше, равно.
Математика
1 Счёт предметов (прямой от 1 до 10 и обратный от 10 до 1)
2 Называть соседей предмета, последующий предмет, предыдущий предмет
3 Геометрический материал(называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.)
4 Знакомство с числом 6
5 Письмо цифры 5
6 Решать неравенства и равенства
4>3 2<5 1=1
Математика
1 Счёт предметов (прямой от 1 до 10 и обратный от 10 до 1)
2 Называть соседей предмета, последующий предмет, предыдущий предмет
3 Геометрический материал(называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.)
4 Знакомство с числом 7
5 Письмо цифры 6
6 Решать неравенства и равенства
3>2 1<4 5=5
Математика
1 Счёт прямой от 1 до 10 и обратный от 10 до 1
2 Называть соседей числа, последующее число, предыдущее число
3 Геометрический материал(называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.)
4 Знакомство с числом 8
5 Письмо цифры 7
6 Решать неравенства и равенства
6>4 1<3 7=7
Математика
1 Счёт прямой от 1 до 10 и обратный от 10 до 1
2 Называть соседей числа, последующее число, предыдущее число
3 Геометрический материал(называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.)
4 Знакомство с числом 9
5 Письмо цифры 8
6 Решать неравенства и равенства 7>3 4<6 8=8
Математика
1 Счет прямой и обратный(от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3 Повторить геометрический материал
4 Знакомство с числом 10 и 0
5 Письмо цифры 9
6 Решать равенство и неравенства
7>5 3<6 8=8
Математика
1 Счет прямой и обратный(от 1 -10 от 10-
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3 Повторить геометрический материал
4 Письмо цифры 10 и 0
5 Решать равенство и неравенства
9>4 2<7 6=6
Математика
1 Счет прямой и обратный(от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3 Повторить геометрический материал
4 Состав чисел 2 3
Составить и решать примеры:
1+2 3-1 1+1
2+1 3-2 2-1
5 Решать равенство и неравенства:
8>4 2<5 9=9
Математика
1 Счет прямой и обратный (от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3 Повторить геометрический материал
4 Состав чисел 4
Составить и решать примеры:
1+3 4-1 2+2
3+1 4-2 4- 3
5 Решать равенство и неравенства:
7>3 4<9 10=10
Математика
1 Счет прямой и обратный(от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3 Повторить геометрический материал
4 Состав чисел 5
Составить и решать примеры:
1+4 4+1. 5-1 5-3
2+3 3+2 5-2 5-4
5 Решать равенство и неравенства:
4>2 8<10 3=3
Математика
1 Счет прямой и обратный(от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3 Повторить геометрический материал
4 Состав чисел 6
Составить и решать примеры:
1+5 4+2 5+1 6-2
2+4 3+3 6-1 6-3
6-4 6-5
5 Решать равенство и неравенства:
8>3 7<10 5=5
Математика
1 Счет прямой и обратный(от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3Состав чисел 7
Составить и решать примеры:
1+6 6+1 7-1
2+5 5+2 7-2
3+4 4+3 7-3
7-4 7-5 7-6
5 Решать равенство и неравенства: (чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего вычесть меньшее. Например: 9-4=5, 8-6=2. Записывают так.)
9>4 на 5
6<8 на 2
7=7
Математика
1 Счет прямой и обратный(от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3Состав чисел 8
Составить и решать примеры:
1+7 7+1 8-1
2+6 6+2 8-2
3+5 5+3 8-3
4+4 8-4
8-5 8-6 8-7
5 Решать равенство и неравенства: (чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего вычесть меньшее. Например: 8-1=7, 5-2=3. Записывают так.)
8>1на7 2<5 на 3 9=9
Математика
1 Счет прямой и обратный(от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3Состав чисел 9
Составить и решать примеры:
1+8 8+1 9-1 9-5
2+7 7+2 9-2 9-6
3+6 6+3 9-3 9-7
4+5 5+4 9-4 9-8
5 Решать равенство и неравенства:
3 2на 7 9 на 4 4
Математика
1 Счет прямой и обратный(от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3Состав чисел 10
Составить и решать примеры:
1+9 9+1 10-1 10-6
2+8 8+2 10-2 10-7
3+7 7+3 10-3 10-8
4+6 6+4 10-4 10-9
5+5 10-5
4Решать равенство и неравенства:
7 2 на 4 6 на 3 3
5 Придумать задачи на сложения и вычитания (устно). Например:
1) На ветке сидело 7 птиц. 2 птицы
прилетело. Сколько птиц стало на
ветке?
2) В гараже стояло 8 машин. 3 машины
уехало. Сколько машин осталось?
Решение задачи записывать. Например:
1)7+2=9 2)8-3=5
Математика
1 Счет прямой и обратный(от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3 Повторить состав чисел от 1 до 10
4 Решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти
5Решать равенство и неравенства:
8 3на 9 10на 6 6
6 Придумать задачи на сложения и вычитания (устно). Например:
1) На тарелке лежало 3 яблока. Положили еще 2 яблока. Сколько всего яблок стало?
2) В коробке лежало 4 карандаша. Один карандаш взяли. Сколько карандашей осталось?
Решение записывать так : 1)3+2=5.2)4-1=3
Математика
1 Счет прямой и обратный (от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3 Повторить состав чисел от 1до 10
4 Решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти
5Решать равенство и неравенства:
5 4 на 3 8 на 2 2
6 Придумать задачи на сложения и вычитания (устно).
Математика
1 Счет прямой и обратный(от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3 Повторить состав чисел от 1до 10
4 Решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти цепочкой. Например:
5Решать равенство и неравенства:
10 7 на 1 6 на 8 8
6 Придумать задачи на сложения и вычитания (устно).
Математика
1 Счет прямой и обратный(от 1-10 от 10-1)
2 Называть соседей числа, предыдущее число, последующее число.
3 Повторить состав чисел от 1 до 10
4Решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти цепочкой. Например:
5Решать равенство и неравенства:
6 4на 3 7 на 5 5
6 Придумать задачи на сложения и вычитания (устно).
Рекомендации для родителей
1.При закреплении понятия «число» необходимо помочь ребёнку назвать или показать предметы, где встречается данное число.
2.Письмо цифры должно быть в одной клетке (по образцу) с пропуском одной пустой клетки между цифрами. Количество строчек не менее трёх.
3.При закреплении « равенств-неравенств» придумать практические упражнения с предметами и картинками.
4.При решении задач записывать только решение, а саму задачу (условие) придумывать и проговаривать устно.
5. При работе над геометрическим материалом чертить фигуры на листе бумаге, называть фигуру и находить в окружающем мире.
Литература
Вы можете с ребенком позаниматься по следующим пособиям:
Серия «Математические ступени»
1.Колесникова Е.В. «Я составляю числа»
2. Колесникова Е.В. «Геометрические фигуры»
Серия «Школа дошколят»
1.Гаврина С.Е «Учимся считать»
2. Гаврина С.Е «Учимся решать задачи»
Серия «Готовимся к школе»
1.Клементьевич Т.Р «Я учусь математике»
2.Игнатьева Л.В «Единица измерения»
3. Игнатьева Л.В «Примеры и задачи от 0 до 20»
Серия «Математика для дошкольников»
1.Шевелев К.В «Подготовлен ли ребенок к школе по математике»
Курс занятий «Искусство видеть и творить» ориентирован на развитие у ребенка творческих способностей, необходимых знаний, умений и навыков: называть и различать цвета; работать ножницами, вырезать по прямой и зигзагообразной; лепить из пластилина окружающие предметы; рисовать карандашами и кистью, а также обладать навыками пальцеграфии. Определять геометрические фигуры и использовать их в работах. Знать времена года, перелетных птиц, домашних и диких животных. Уметь классифицировать предметы по группам: мебель, одежда, посуда, инструменты и т.д.