Уважаемые родители!
Министерством образования и науки Республики Башкортостан разработан и презентован информационный портал Навигатор инклюзивного образования Республики Башкортостан.
На портале публикуются новости, связанные с обучением, отдыхом и участием в мероприятиях детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, нормативно-правовые документы муниципального, регионального и федерального уровней. Также для родителей и специалистов органов местного самоуправления и образовательных организаций созданы специальные разделы, в которых публикуется полезная информация и опыт региональных и федеральных специалистов для каждой категории лиц.
Одной из особенностей портала является интерактивная карта социальных объектов республики, на которой посетители портала могут увидеть все социальные объекты в разрезе каждого района и полную информацию по каждому объекту. Предусмотрена возможность регистрации организации, как юридического лица, после которой учреждение добавляется на интерактивную карту социальных объектов.
В случае, если на портале не удалось найти необходимую информацию, предусмотрена вкладка «Задать вопрос», в которой любой желающий может задать интересующий вопрос касательно обучения детей с ОВЗ, а специалисты региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и образовательных организаций предоставят ответ. К тому же специалисты могут сами публиковать события, которые происходят в муниципальных образованиях.
Паспорт доступности
Доступная среда
В МАОУ «Лицей № 60» им. М.А. Ферина проводится планомерная работа по созданию доступной архитектурной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наш Лицей оборудован: учебными кабинетами на 1 этаже, объектами для проведения практических занятий, объектами спорта, средствами обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Оборудована сенсорная комната, в ней проводятся групповые и индивидуальные занятия за специальными партами.
Установлены: входной пандус с нормативным уклоном и двухуровневыми опорными перилами, двухуровневые поручни во входной группе, расширены дверные проемы для доступа в здание и учебные классы, туалеты оборудованы специальными приспособлениями для удобства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. С помощью мобильных пандусов обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов в столовую и на второй этаж.
Проведена беспроводная сеть по всей школе для доступа к информационным системам и электронным образовательным ресурсам.
Доступ к электронным образовательным ресурасам обеспечен для персонала, учащихся, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием проводной и беспроводной сети.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:
• обучение совместно с другими обучающимися,
• обучение в отдельном классе обычной школы,
• обучение в специальной школе,
• индивидуальное обучение на дому,
• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
• дистанционное обучение.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Лицее рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В Лицее созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• Лицей реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в Лицее работает психолого-педагогическая служба;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю: Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Первый заместитель Министра Н. Третьяк. Нормативно - правовые документы по введению ФГОС с ОВЗ:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».